Главная » 2011 » Сентябрь » 22 » Из истории возникновения фамилий
13:34
Из истории возникновения фамилий

  Слово «фамилия» внедрилось в России в повседневную жизнь после указов Петра I. Однако фамилии как элемент именования русских людей существовали и раньше, но назывались они прозвищами, прозваниями. В царских указах о проведении переписей населения обычно говорилось, что следует записать всех людей, проживающих в таких-то местностях, « по именам с отцы и с прозвищи», т.е. по имени, отчеству и фамилии.
   У различных общественных групп официальные фамилии появились в разное время. Первыми получили фамилии представители знати, князья, бояре (в XIV-XV веках). Их фамилии нередко отражали названия их вотчинных владений: Тверской, Мещерский, Вяземский, Коломенский .
   Несколько позже складываются фамилии дворян (XVI-XVIII века). Среди них не малую долю составляют именования восточного происхождения, поскольку многие дворяне прибывали на службу к московскому государю из чужих земель: Кантемир (из тюркского Хан Темир (темир-железо)), Куракин ( от тюрского курак - сухой, тощий). Была и еще одна категория дворянских фамилий типа Дурново, Хитрово, Сухово, Мертваго, Чернаго, Рыжаго (XVII-XVIII века). Чтобы как-то отграничить их от созвучных им нарицательных, ударение в фамилиях на –ово ставили в конце, а на -аго на предпоследнем слоге.
   Хронологически следующая категория фамилий принадлежала торговым и служилым людям (XVIII-XIX века). В ней так же , как и в княжеских фамилиях, отражались географические названия, но не как наименования объектов, находившихся в их владении, а как обозначения мест, откуда вышли сами эти люди: Тамбовцев, Ростовцев, Смолянинов, Москвичев и др.
   В XIX веке складывались фамилии русского духовенства. Среди них много искуственно образованных от различных слов не только русского, но и церковнославянского, латинского, греческого и др. языков. Значительную группу представляют фамилии, образованные от названий церквей и церковных праздников: Успенский, Богоявленский, Рождественский.
   Самая многочисленная часть русского населения - крестьянство не имело юридически закрепленных фамилий до XIX века, а некоторые представители крестьян получили фамилии только после Октябрьской революции, в связи с паспортизацией, проведенной в начале 1930-х годов. Отсутствие у крестьян постоянных, передававшихся от отца к сыну фамилий объясняется, с одной стороны, спецификой самих фамилий как особых, официальных именований, которые записываются в документах и связаны с различного рода регистрациями населения, с другой стороны-образом жизни русского крестьянства, которое в массе своей постоянно проживало в деревне. В своих родных местах паспорта никому не требовались, а потому не возникало необходимости в особом официальном именовании.
   Тем не менее так называемые уличные, или деревенские, фамилии в русской деревне существовали очень давно. Именно они попадали в переписные листы, когда требовалось записать всех жителей « по именам с отцы и с прозвищи». Однако в отличии от фамилий, юридически закрепленных за всеми потомками лица – носителя определенного фамильного именования, эти уличные фамилии были нестабильными. Поскольку в деревнях помимо официальных , крестных имен широко бытовали имена неофициальные, прозвищные( Репа, Кадило, Кривой и т.п.), уличные фамилии легко образовывались и от них, а со временем они могли превратиться в официальные фамилии.
Вот что по этому поводу писал языковед XIX века Н.М. Тупиков:
     "Русские имена всегда имели все права законного имени и могли выступать без сопровождения имен христианских".   
     Христианские календарные имена, полученные при крещении, употреблялось преимущественно в официальных документах и при кончине. Они порой даже сохранялись в тайне, чтобы избежать сглаза. Известен случай , когда в XVII веке после смерти одного из любимцев царя Алексея Михайловича оружничего Богдана Матвеевича Хитрово выяснилось его крестное имя - Иов.
     Нехристианские мирские имена часто упоминались в документах наряду с календарными:
      "1507, Отрохим Семенов, прозвище Курвель, крестьянин";
      "Сын мой Остафий, который был прозван Михаил";
      "Карпуша Ларионов, а прозвище Ивашко" [1600 г.];
      "Ивашко, прозвище - Агафонко" [XVII в.]
      "Артемий Лузга, крестьянин, 1531 г., Переяславль, Никита Константинович, убит в казанском походе в 1549 г.".
   В тех случаях, когда в документе записывались оба имени, первым всегда писалось крестильное. Так что в последнем примере, по-видимому, Артемий - крестильное имя, а Никита - мирское.
   Н.М. Тупиков в работе "Заметки о древнерусских личных собственных именах" [1892] отмечал, что "признание русского имени равноправным с христианским, или же имеющим значение только прозвища, зависело от воли отдельных лиц, носивших это имя или писавших документ, куда заносился владелец имени".

Просмотров: 469 | Добавил: Andrey | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: