Главная » 2011 » Сентябрь » 22 » Из истории возникновения фамилий
13:34 Из истории возникновения фамилий | |
Слово «фамилия» внедрилось в России в повседневную жизнь после указов Петра I. Однако фамилии как элемент именования русских людей существовали и раньше, но назывались они прозвищами, прозваниями. В царских указах о проведении переписей населения обычно говорилось, что следует записать всех людей, проживающих в таких-то местностях, « по именам с отцы и с прозвищи», т.е. по имени, отчеству и фамилии. У различных
общественных групп официальные фамилии появились в разное время. Первыми
получили фамилии представители знати, князья, бояре (в XIV-XV веках).
Их фамилии нередко отражали названия их вотчинных владений: Тверской,
Мещерский, Вяземский, Коломенский .
Несколько позже
складываются фамилии дворян (XVI-XVIII века). Среди них не малую долю
составляют именования восточного происхождения, поскольку многие дворяне
прибывали на службу к московскому государю из чужих земель: Кантемир
(из тюркского Хан Темир (темир-железо)), Куракин ( от тюрского курак -
сухой, тощий). Была и еще одна категория дворянских фамилий типа
Дурново, Хитрово, Сухово, Мертваго, Чернаго, Рыжаго (XVII-XVIII века).
Чтобы как-то отграничить их от созвучных им нарицательных, ударение в
фамилиях на –ово ставили в конце, а на -аго на предпоследнем слоге.
Хронологически
следующая категория фамилий принадлежала торговым и служилым людям
(XVIII-XIX века). В ней так же , как и в княжеских фамилиях, отражались
географические названия, но не как наименования объектов, находившихся в
их владении, а как обозначения мест, откуда вышли сами эти люди:
Тамбовцев, Ростовцев, Смолянинов, Москвичев и др.
В XIX веке
складывались фамилии русского духовенства. Среди них много искуственно
образованных от различных слов не только русского, но и
церковнославянского, латинского, греческого и др. языков. Значительную
группу представляют фамилии, образованные от названий церквей и
церковных праздников: Успенский, Богоявленский, Рождественский.
Самая
многочисленная часть русского населения - крестьянство не имело
юридически закрепленных фамилий до XIX века, а некоторые представители
крестьян получили фамилии только после Октябрьской революции, в связи с
паспортизацией, проведенной в начале 1930-х годов. Отсутствие у крестьян
постоянных, передававшихся от отца к сыну фамилий объясняется, с одной
стороны, спецификой самих фамилий как особых, официальных именований,
которые записываются в документах и связаны с различного рода
регистрациями населения, с другой стороны-образом жизни русского
крестьянства, которое в массе своей постоянно проживало в деревне. В
своих родных местах паспорта никому не требовались, а потому не
возникало необходимости в особом официальном именовании.
Тем не менее так
называемые уличные, или деревенские, фамилии в русской деревне
существовали очень давно. Именно они попадали в переписные листы, когда
требовалось записать всех жителей « по именам с отцы и с прозвищи».
Однако в отличии от фамилий, юридически закрепленных за всеми потомками
лица – носителя определенного фамильного именования, эти уличные фамилии
были нестабильными. Поскольку в деревнях помимо официальных , крестных
имен широко бытовали имена неофициальные, прозвищные( Репа, Кадило,
Кривой и т.п.), уличные фамилии легко образовывались и от них, а со
временем они могли превратиться в официальные фамилии.
Вот что по этому поводу писал языковед XIX века Н.М. Тупиков: "Русские имена всегда имели все права законного имени и могли выступать без сопровождения имен христианских".
Христианские
календарные имена, полученные при крещении, употреблялось
преимущественно в официальных документах и при кончине. Они порой даже
сохранялись в тайне, чтобы избежать сглаза. Известен случай , когда в
XVII веке после смерти одного из любимцев царя Алексея Михайловича
оружничего Богдана Матвеевича Хитрово выяснилось его крестное имя - Иов.
Нехристианские мирские имена часто упоминались в документах наряду с календарными:
"1507, Отрохим Семенов, прозвище Курвель, крестьянин";
"Сын мой Остафий, который был прозван Михаил";
"Карпуша Ларионов, а прозвище Ивашко" [1600 г.];
"Ивашко, прозвище - Агафонко" [XVII в.]
"Артемий Лузга, крестьянин, 1531 г., Переяславль, Никита Константинович, убит в казанском походе в 1549 г.".
В тех случаях,
когда в документе записывались оба имени, первым всегда писалось
крестильное. Так что в последнем примере, по-видимому, Артемий -
крестильное имя, а Никита - мирское.
Н.М. Тупиков в
работе "Заметки о древнерусских личных собственных именах" [1892]
отмечал, что "признание русского имени равноправным с христианским, или
же имеющим значение только прозвища, зависело от воли отдельных лиц,
носивших это имя или писавших документ, куда заносился владелец имени". | |
|
Всего комментариев: 0 | |